Единый заказчик в сфере строительства. Или как 2020 изменил еще и эту сферу

Дождались! 2020 год добрался в сферу строительства и изменил ее безвозвратно! 22 декабря 2020г. вступил в силу закон, касающийся сферы строительства в 44 ФЗ «О контрактной системе», а, именно, закон о создании публично-правовой компании «Единый заказчик». До 1 февраля 2021года «Единый заказчик в сфере строительства» должен быть зарегистрирован. Это, значит, пришло время разобраться в основных аспектах этого закона и понять, как изменится «мир строительства» и изменится ли он?

По мнению Правительства, создание «Единого заказчика», который будет находиться под ведомством Минстроя, позволит более эффективно организовать цикл строительства, искоренить возникновение долгостроев, а так же освободить министерства от выполнения несвойственных им задач.

Действие закона, не будет распространяться на объекты транспортной, правоохранительной, внешнеполитической деятельности, объекты обороны и безопасности государства, а так же на строительство объектов для «Росатома», «Роскосмоса» и обеспечение жильем военнослужащих.

К единому заказчику переходят все функции и полномочия в сфере строительства, которые ранее выполняли ведомства Минспорта, Минобрнауки, Минздрава и Минкультуры.

А, именно: планирование, подготовка документации и принятие решений о государственных капитальных вложениях, обеспечение финансирования строительства, осуществление организационного, экспертно-аналитического, юридического и информационного сопровождения, организация выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. И, если, здесь все более или менее понятно, то интерес вызывают другие моменты:

Во-первых, это два “противоречивых” пункта:

1. Закон запрещает «Единому заказчику» осуществлять строительство объектов своими силами;

2. Единый заказчик может осуществлять иную, приносящую доход деятельность, направленную на достижение целей Единого заказчика и не запрещенную законодательством РФ. 

И, пока, нам абсолютно не понятно, что под этим подразумевается и дает ли второй пункт возможность единому заказчику “развязать руки” и прийти к самостоятельному строительству.

Во-вторых, опасения вызывают слова первого замглавы Минстроя Ирека Файзуллина о том, что было бы хорошо, если Единый заказчик возложит на себя все обязанности не только заказчиков, но и уполномоченных органов, занимающихся, непосредственно, размещением закупок.

Такая глобальная централизация может привести к замене “местных” строителей на “близких” федеральному центру. И, как все будет на самом деле, покажет только время…